Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы

«Подготовка к школе»

Описание программы:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Подготовка к школе» относится к социально-гуманитарной направленности. Уровень освоения — общекультурный.

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» программа включает в себя учебный план, календарный учебный график, рабочую программу и оценочные и методические материалы.

Актуальностью подготовительного этапа к школе понимаются те сферы человеческого бытия и человеческой деятельности, которые в том или ином виде и объеме усваиваются (точнее, присваиваются) детям старшего дошкольного возраста в ходе образования.

Данная программа адресована обучающимся старшего дошкольного возраста (возраст-6-7 лет). Педагог уделяет серьёзное внимание развитию познавательной активности и интересов старших дошкольников. Этому должна способствовать вся атмосфера жизни детей. Обязательным элементом образа жизни старших дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов (с водой, снегом, воздухом, магнитами, увеличительными стёклами и пр.), в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок. Педагог своим примером побуждает детей к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы: он обращает внимание на новые, необычные черты объекта, строит догадки, обращается к детям за помощью, нацеливает на экспериментирование, рассуждение, предположение.

Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению. Перспектива школьного обучения создаёт особый настрой в группе старших дошкольников. Интерес к школе развивается естественным путём: через встречи с учителем, совместные дела со школьниками, посещение школы, сюжетно-ролевые игры на школьную тему. Главное – связать развивающийся интерес детей к новой социальной позиции («Хочу стать школьником») с ощущением роста своих достижений, с потребностью познания и освоения нового. Педагог стремится развить внимание и память детей, формирует элементарный самоконтроль, способность к саморегуляции своих действий. Этому способствуют разнообразные игры, требующие от детей сравнения объектов по нескольким признакам, поиска ошибок, запоминания, применения общего правила, выполнения действий с условиями.

Отличительными особенностями программы «Подготовка к школе» является ориентирование на две основные тенденции в современном российском образовании – вариативность и стандартизацию образования. Под вариативностью понимается способность образования соответствовать потребностям и возможностям различных групп дошкольников и индивидуальным особенностям отдельных детей. Стандартизация образования – это система ограничений, накладываемых на его вариативность в связи с необходимостью обеспечить готовность каждого ребенка к школьному обучению.

Материал, предложенный детям, разработан на интегрированной основе и включает четыре программы: «Обучение основам грамоты», «Формирование элементарных математических представлений», «Английский язык» и «Лего-конструирование»). В работе с дошкольниками учитывается то, что умственные процессы (восприятие, наглядно-образное мышление, продуктивное воображение и др.), определяющие готовность детей к школе, должны формироваться в свойственных для них привычных видах деятельности: игре, рисовании, конструировании, которые позволяют детям почувствовать себя активными, самостоятельными, способными решать постоянно усложняющиеся задачи и быстро адаптироваться к школе, к учебной деятельности.

Занятия организуются на базе школы и имеют следующую временную структуру: 3 занятия в день, 2 раза в неделю в форме групповых занятий. Продолжительность 1 занятия — 30 минут.

Набор в группы осуществляется на добровольной основе без предварительного отбора и вступительных испытаний. Количество обучающихся в группе — от 10 до 20 обучающихся. Допускается зачисление в группы в течение учебного года при наличии вакантных мест.

Формы организации проведения занятий: занятия проводятся как в традиционной форме, так и в виде практических занятий. Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.


«Лего-конструирование»

Описание программы:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Лего-конструирование» относится к технической направленности.

Программа предназначена учащимся от 7 до 10 лет вне зависимости от пола, и базовых умений и практической подготовки в данной предметной области. Программа может корректироваться в процессе работы с учетом возможностей материально-технической базы, возрастных особенностей обучающихся, их способностей усваивать материал.

Основы робототехники для младших школьников знакомит их с конструктором, со средой программирования, и таким образом, подготавливает их к дальнейшим занятиям более сложной и более увлекательной деятельностью.

Интерес к технике у обучающихся очень большой, однако, в основном, потребительский, трудно реализуемый практически. Так как, они мало вовлечены в самостоятельное ручное творчество, в занятия художественными промыслами (лепка, выпиливание и т.д.) и, как следствие, не умеют решать технологические задачи, это умение проводить необходимые подсчеты, правильно использовать инструменты при обработке отдельных деталей, настраивать работу любого несложного механизма. При отсутствии таких умений работа над техническими поделками оказывается малоуспешной. Задача педагога дополнительного образования, работая по данной программе, дать возможность обучающимся прикоснуться к неизведанному миру роботов. Подход экспериментов и практики для современного ребёнка является очень мощным стимулом к познанию нового, преодолению инстинкта потребителя и формированию стремления к самостоятельному созиданию. Данная образовательная программа может быть содержательно дополнена интересными и непростыми задачами. Их решение сможет привести юных инженеров к развитию уверенности в своих силах и к расширению горизонтов познания.

Введение дополнительной образовательной программы «Основы робототехники» неизбежно изменит картину восприятия учащимися технических дисциплин, переводя их из разряда умозрительных в разряд прикладных. Конструкторы ЛЕГО серии Образование (LEGO Education) — это специально разработанные конструкторы, которые спроектированы таким образом, чтобы ребенок в процессе занимательной игры смог получить максимум информации о современной науке и технике и освоить ее. Некоторые наборы содержат простейшие механизмы, для изучения на практике законов физики, математики, информатики. Робототехника является одним из важнейших направлений научно- технического прогресса, в котором проблемы механики и новых технологий соприкасаются с проблемами искусственного интеллекта.

За последние годы успехи в робототехнике и автоматизированных системах изменили личную и деловую сферы нашей жизни. Роботы широко используются в транспорте, в исследованиях Земли и космоса, в хирургии, в военной промышленности, при проведении лабораторных исследований, в сфере безопасности, в массовом производстве промышленных товаров и товаров народного потребления.

Технические способности необходимы всем воспитанникам, в том числе и тем, которые не собираются связывать профессиональную деятельность с техникой и технологиями, поскольку наличие данных способностей позволяет решать таким учащимся задачи, возникающие при использовании современной техники в повседневной жизни.

На первоначальном этапе обучения разнообразие конструкторов ЛЕГО, позволяет заниматься с учащимися младшего возраста по разным направлениям (конструирование, программирование, моделирование физических процессов и явлений). Дети с удовольствием посещают занятия, участвуют и побеждают в различных конкурсах.

Занятия по программе Основы робототехники главным образом направлены на развитие изобразительных, словесных, конструкторских способностей. Все эти направления тесно связаны, и один вид творчества не исключает развитие другого, а вносит разнообразие в творческую деятельность. Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания, высказывает свое отношение, к выполненной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении выполненного проекта.

Тематический подход объединяет в одно целое задания из разных областей. Работая над тематической моделью, ученики не только пользуются знаниями, полученными на уроках математики, окружающего мира, изобразительного искусства, но и углубляют их:

Математика– понятие пространства, изображение объемных фигур, выполнение расчетов и построение моделей, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами;

Окружающий мир -изучение построек, природных сообществ; рассмотрение и анализ природных форм и конструкций; изучение природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания.

Русский язык– развитие устной речи в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).

Изобразительное искусство — использование художественных средств, моделирование с учетом художественных правил.

Организация работы с продуктами LEGO Education («LegoWedo», «Простые Механизмы», «Технология и Физика») базируется на принципе практического обучения. Учащиеся сначала обдумывают, а затем создают различные модели. При этом активизация усвоения учебного материала достигается благодаря тому, что мозг и руки «работают вместе». При сборке моделей, учащиеся не только выступают в качестве юных исследователей и инженеров. Они ещё и вовлечены в игровую деятельность. Играя с роботом, школьники с лёгкостью усваивают знания из естественных наук, технологии, математики, не боясь совершать ошибки и исправлять их. Ведь робот не может обидеть ребёнка, сделать ему замечание или выставить оценку, но при этом он постоянно побуждает их мыслить и решать возникающие проблемы.

Дошкольники и младшие дети относятся к роботам как к игрушкам, поэтому интерес к занятиям у них очень высок. Необходимо поддерживать этот интерес активной деятельностью, которая приводит к реальным результатам. Только когда ребенок увидит плоды своего творчества, у него появится желание углублять свои знания и усложнять объекты деятельности.

Форма обучения — очная. Проведение части занятий в каникулярное время.

Учащиеся делятся на подгруппы по 2-3 человека по желанию ребенка и наблюдениям педагога в течение одной темы.

Набор в группы осуществляется на добровольной основе без предварительного отбора и вступительных испытаний. Основанием для зачисления является приказ директора о зачислении в группу. Изданию данного приказа предшествует заключение договора об образовании по дополнительным общеобразовательным программам между ГБОУ школой №292 и родителями (законными представителями) обучающегося. Количество обучающихся в группе — от 10 до 25 обучающихся. Допускается зачисление в группы в течение учебного года при наличии вакантных мест.

Формы организации проведения занятий: занятия проводятся как в традиционной форме, так и в виде практических занятий. Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.


«Занимательный английский»

Описание программы:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательный английский» относится к социально-педагогической направленности.

Программа предназначена учащимся от 7 до 9 лет вне зависимости от пола, и базовых умений и практической подготовки в данной предметной области.

Занятия английским языком для младших школьников знакомит их с иностранной культурой и подготавливает их к дальнейшим занятиям более сложной и более увлекательной деятельностью.

Ранний школьный возраст является благоприятным для начала изучения иностранных языков в силу своих психофизических особенностей. Все, что ребенок учит в это время, надолго запоминается – прекрасно развита долговременная и оперативная память. Легче всего запоминание происходит в игре. Если для достижения успеха в игре ребенку нужно совершить какое-то речевое действие, то оно осваивается почти без усилий. Игра создает прекрасные условия для овладения языком, а особенно продуктивна она в дошкольном возрасте.

Введение дополнительной образовательной программы «Занимательный английский» неизбежно изменит картину восприятия учащимися лексических дисциплин, облегчит им дальнейшее освоение иностранных языков. В процессе овладения новым средством общения у детей формируется правильное понимание языка как общественного явления, развиваются их интеллектуальные, речевые и эмоциональные способности.

Настоящая программа предназначена для детей 7-9 лет. В этом возрасте ребёнок способен к более или менее продолжительной концентрации внимания, у него появляется способность к целенаправленной деятельности, он овладевает достаточным лексическим запасом и запасом речевых моделей для удовлетворения своих коммуникативных нужд.

Организация работы базируется на принципе практического обучения и устного опережения. Обучая детей раннего школьного возраста, следует прибегать к частым сменам видов деятельности детей, учитывая неустойчивость внимания малышей. Ребёнок утомляется не деятельностью, а её однообразием, и хорошо запоминает только то, что для него интересно и вызывает у него эмоциональный отклик. Овладение иностранным языком на элементарном уровне в детском саду выступает в качестве первой ступени в реализации стратегической цели учебного предмета «Иностранный язык». На данной ступени закладываются основы коммуникативной компетенции. Предлагаемая программа направлена на создание базы для дальнейшего изучения иностранного языка в начальной школе.

Форма обучения — очная. Проведение части занятий в каникулярное время.

Учащиеся делятся на подгруппы по 2-3 человека по желанию ребенка и наблюдениям педагога в течение одной темы.

Набор в группы осуществляется на добровольной основе без предварительного отбора и вступительных испытаний. Основанием для зачисления является приказ директора о зачислении в группу. Изданию данного приказа предшествует заключение договора об образовании по дополнительным общеобразовательным программам между ГБОУ школой №292 и родителями (законными представителями) обучающегося. Количество обучающихся в группе — от 10 до 25 обучающихся. Допускается зачисление в группы в течение учебного года при наличии вакантных мест.

Формы организации проведения занятий: занятия проводятся как в традиционной форме, так и в виде практических занятий. Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.


«За страницами учебника английского языка»

Описание программы:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «За страницами учебника английского языка» относится к социально-педагогической направленности.

Программа предназначена учащимся от 8 до 10 лет вне зависимости от пола, и базовых умений и практической подготовки в данной предметной области.

Занятия английским языком для младших школьников знакомит их с иностранной культурой и подготавливает их к дальнейшим занятиям более сложной и более увлекательной деятельностью.

Ранний школьный возраст является благоприятным для начала изучения иностранных языков в силу своих психофизических особенностей. Все, что ребенок учит в это время, надолго запоминается – прекрасно развита долговременная и оперативная память. Легче всего запоминание происходит в игре. Если для достижения успеха в игре ребенку нужно совершить какое-то речевое действие, то оно осваивается почти без усилий. Игра создает прекрасные условия для овладения языком, а особенно продуктивна она в дошкольном возрасте.

Введение дополнительной образовательной программы «За страницами учебника английского языка» неизбежно изменит картину восприятия учащимися лексических дисциплин, облегчит им дальнейшее освоение иностранных языков. В процессе овладения новым средством общения у детей формируется правильное понимание языка как общественного явления, развиваются их интеллектуальные, речевые и эмоциональные способности.

Настоящая программа предназначена для детей 8-10 лет. В этом возрасте ребёнок способен к более или менее продолжительной концентрации внимания, у него появляется способность к целенаправленной деятельности, он овладевает достаточным лексическим запасом и запасом речевых моделей для удовлетворения своих коммуникативных нужд.

Организация работы базируется на принципе практического обучения и устного опережения. Обучая детей раннего школьного возраста, следует прибегать к частым сменам видов деятельности детей, учитывая неустойчивость внимания малышей. Ребёнок утомляется не деятельностью, а её однообразием, и хорошо запоминает только то, что для него интересно и вызывает у него эмоциональный отклик. Овладение иностранным языком на элементарном уровне в детском саду выступает в качестве первой ступени в реализации стратегической цели учебного предмета «Иностранный язык». На данной ступени закладываются основы коммуникативной компетенции. Предлагаемая программа направлена на создание базы для дальнейшего изучения иностранного языка в начальной школе.

Нормативный срок освоения образовательной программы составляет 8 месяцев, 64 учебных часа.

Форма обучения — очная. Проведение части занятий в каникулярное время.

Набор в группы осуществляется на добровольной основе без предварительного отбора и вступительных испытаний. Основанием для зачисления является приказ директора о зачислении в группу. Изданию данного приказа предшествует заключение договора об образовании по дополнительным общеобразовательным программам между ГБОУ школой №292 и родителями (законными представителями) обучающегося. Количество обучающихся в группе — от 10 до 25 обучающихся. Допускается зачисление в группы в течение учебного года при наличии вакантных мест.

Формы организации проведения занятий: занятия проводятся как в традиционной форме, так и в виде практических занятий. Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.


«За страницами учебника математики»

Описание программы:

Общеинтеллектуальная программа создает условия для творческой самореализации личности ребенка.

Программа предназначена учащимся 4 класса вне зависимости от пола, и базовых умений и практической подготовки в данной предметной области.

Программа «За страницами учебника математики» предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой, расширяющей математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий

Содержание программы «За страницами учебника математики» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Нормативный срок освоения образовательной программы составляет 8 месяцев, 32 учебных часа.

Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими математики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями начальной школы. Основным средством такого воспитания и развития математических способностей учащихся являются задачи. Умением решать задачи характеризуется в первую очередь состояние математической подготовки учащихся, глубина усвоения учебного материала. Не случайно известный современный методист и математик Д. Пойа пишет: «Что значит владение математикой? Это есть умение решать задачи, причем не только стандартные, но и требующие известной независимости мышления, здравого смысла, оригинальности, изобретательности». Решение нестандартных задач способствует пробуждению и развитию у них устойчивого интереса к математике.

Занятия способствуют развитию математического кругозора, творческих способностей учащихся, привитию навыков самостоятельной работы. Повышает качество общей математической подготовки учащихся.

При составлении контрольно-тематического планирования, учитываются интересы и пожелания учащихся. Обучение детей организуется в форме игры и связанных с ней деятельностей, обеспечивающих эмоциональное взаимодействие и общение со взрослым. Создаются условия для свободного выбора ребёнком содержания деятельности и возникновения взаимообучения детей. Особенность периода от 8 до 10 лет заключается в том, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков усвоения различных видов деятельности.

В начальной школе эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому необходимым условием организации занятий с детьми считаю атмосферу доброжелательности, создание для каждого ребенка ситуации успеха. Это важно не только для интеллектуального развития детей, но и для сохранения и поддержки их здоровья. Данный курс создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта, позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами геометрии на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение геометрических задач, связанных с логическим мышлением, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному направлению. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Набор в группы осуществляется на добровольной основе без предварительного отбора и вступительных испытаний. Основанием для зачисления является приказ директора о зачислении в группу. Изданию данного приказа предшествует заключение договора об образовании по дополнительным общеобразовательным программам между ГБОУ школой №292 и родителями (законными представителями) обучающегося. Количество обучающихся в группе — от 10 до 25 обучающихся. Допускается зачисление в группы в течение учебного года при наличии вакантных мест.

Формы организации проведения занятий: занятия проводятся как в традиционной форме, так и в виде практических занятий. Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.